- КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
- – систематическое распространение (с помощью технических средств) специально подготовленных сообщений среди численно больших, анонимных, рассредоточенных аудиторий. К. м. представляет собой важный социальный и политический институт, подсистему общей системы коммуникации. В широких масштабах выполняет функции идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, информирования, просвещения и развлечения, конкретные формы и содержание которых зависят от особенностей национальной культуры и политического режима. К. м. свойственны институционный характер источников и отсроченность обратной связи между источником и аудиторией. Комплексы технических средств, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации (печать, радио, ТВ, кино, звукозапись, видеозапись и т. д.), называются средствами К. м., или средствами массовой информации. Сегодня СМИ выступают не только главным источником информирования населения, но и орудием манипуляции психикой людей. Дезинформация, осуществляемая с помощью СМИ, способствует заметному повышению конфликтогенности многих видов социального взаимодействия.
* * *
- совокупность открытых, упорядоченных процессов передачи социально значимой информации, поддающихся целенаправленному регулированию и использующихся правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. К.м. характеризуется, во-первых, рассредоточенностью аудиторией; во-вторых, наличием широкомасштабных коммуникативных процессов, осуществляющихся с помощью технических средств; в-третьих, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-четвертых, принципиальной доступностью информации всем желающим.
Анализ К.м. как "индустрии культуры" был дан известными теоретиками зарубежной психологии Т. Адор-но и М. Хоркхаймером. Их концепция К.м. отразила негативное, критическое отношение к состоянию общественного сознания современного им общества, поэтому они обращали внимание не на позитивные результаты прогресса К.м., играющие исключительно важную роль в демократических преобразованиях, а на использование информации для манипулирования сознанием. Большинство исследователей К. м. полагают, что ее характер и цели как орудия идейно-политической борьбы, управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы определяются социальной природой общества.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.